Авторы:

Соколова Наталья Леонидовна

Зельгин Сергей Григорьевич

Аннотация: Статья посвящена проблеме интеграции двух образовательных систем: Российской Федерации и Республики Крым, связанных с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации.

Аннотация на английском языке:

Ключевые слова: интеграция образовательных систем; Республика Крым и Россия; высшее юридическое образование.

Предисловие: В настоящей статье Автора не интересует политический аспект присоединения в состав Российской Федерации Республики Крыма и города федерального значения Севастополя.

В 2014 году, в соответствии с Конституцией РФ [1], Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в РФ  и образования в её составе нового субъекта РФ» [2] и Федеральным конституционным законом «О принятии в РФ Республики Крым» [3] в составе Российской Федерации (далее РФ) появились два новых субъекта РФ  – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Данное обстоятельство породило ряд вопросов, одним из которых является вопрос интеграции российского юридического образования в образовательную систему двух новых субъектов РФ.

Интеграция образовательных систем - многогранный, сложный и длительный процесс, охватывающий все сферы и уровни образования, в том числе:  общее, профессиональное и дополнительное. По оценкам некоторых ученых, сложившийся процесс интеграции должен продлиться около трех лет.

На момент присоединения к РФ новых субъектов – существовали две различные образовательные системы России и Украины, имеющие единый фундамент  – советскую систему образования; единый вектор развития – Европейское  образовательное пространство, но сформированные в различных общественно-политических и социально-культурных условиях, и, соответственно, имеющих различное содержание. И если комплекс естественнонаучных дисциплин, преподаваемых в рамках учебных предметов базисного учебного плана, не подвергался в постсоветский период кардинальным изменениям ни в той, ни другой стране, то содержание дисциплин социально-гуманитарного блока переписывалось за двадцатилетний период неоднократно. Иные учебные планы, программы, учебники и учебные пособия, иные учебные предметы и их содержание, различные требования итоговой аттестации выпускников средних учебных заведений – Единого государственного экзамена в России и Внешнего независимого оценивания на Украине и многое другое, мешающее возможности безболезненного вхождения образовательной системы новых субъектов РФ в её гуманитарное образовательное пространство [4] (1).

В рамках интеграции непосредственно высшего юридического образования России в систему юридического образования новых субъектов, возникают дополнительные сложности, одной из которых является кардинальное отличие законодательства России и Украины. Из этой проблемы вытекают и другие, не менее важные проблемы, такие как: отсутствие у преподавателей квалификации преподавания российских юридических дисциплин; отсутствие у преподавательского состава материально-технического обеспечения (справочно-правовые системы, учебники, научные издания); проблема коммуникации между украинскими и российскими преподавателями; проблема аккредитации высших юридических заведений и многие другие. Кроме того, непонятно как же быть студентам старших курсов, которые до присоединения Республики Крым в состав РФ изучали украинское законодательство?

Многие из названных проблем требует отдельного, более подробного изучения, некоторые из них на настоящий момент если и не решены, то в процессе разрешения. Так, например, с самого начала интеграции в новые субъекты направлялись целые группы «юридического десанта», которые:

- содействовали и организовывали прохождение аккредитации высших учебных заведений Крыма;

- помогали преподавателям быстрее изучить основы и особенности российской юриспруденции;

- помогали  наладить связи с российским преподавательским составом и деятелями науки.

Следует отметить, что сам процесс интеграции Российской образовательной системы в образовательную систему новых субъектов РФ регулируется Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием в составе РФ новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [5].

Закон направлен на интеграцию систем образования Республики Крым и г. Севастополя в образовательное пространство России.

В соответствии с названным Законом, в России признаются образование, образовательно-квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, полученные на территории Украины. «Легализовывать» названные документы не требуется.

Педагогам и научно-педагогическим работникам периоды работы в соответствующих должностях в образовательных организациях на территории Украины засчитываются в стаж педагогической работы.

Законом установлено соответствие образовательных и образовательно-квалификационных уровней. Определен статус обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территориях Крыма и Севастополя.

Кроме того, Законом установлены сроки приведения деятельности образовательных организаций Крыма и Севастополя в соответствие с требованиями к таким организациям, закрепленными в российском законодательстве.

Помимо этого, в законе указаны особенности проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение. Так, в 2014-2015 гг. государственная итоговая аттестация школьников проходила по выбору обучающихся в форме ЕГЭ.

В соответствии с Законом, выпускники образовательных организаций, успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию в 2014 г. и не получившие украинских документов об образовании, получили документы об образовании российского образца.

Вопрос интеграции образовательной системы РФ в образовательную систему Крыма и г. Севастополя по сей день является проблемным и дискуссионным. Некоторые из проблем уже успели разрешить, остальные находятся в процессе разрешения. Очевидно одно – данный вопрос требует всестороннего подхода для урегулирования всех возникающих препятствий, в том числе, на мой взгляд, необходимо:

- Осуществить анализ уже имеющегося педагогического и управленческого опыта интеграции образовательных систем;

- Разрабатывать и постоянно совершенствовать с учетом опыта стратегию и технологию поэтапной интеграции образовательной системы Крыма и Севастополя в образовательное пространство Российской федерации с учётом региональных особенностей новых субъектов;

- Адаптировать образовательные стандарты новых субъектов в соответствии с образовательными стандартами РФ;

- Использовать интеллектуальный потенциал преподавателей и деятелей науки Крыма и Севастополя, знакомых с особенностями существовавшей до этого украинской образовательной системы и заинтересованных в форсировании интеграционных процессов, их активное участие в разработке новых учебных планов, программ, создании учебников, учебных пособий и т. д.;

- Совершенствовать и внедрять системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров и др.

 

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
  2. Федеральный конституционный закон от 30.11.2001 г. «О порядке принятия в РФ  и образования в её составе нового субъекта РФ»;
  3. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 г.«О принятии в РФ Республики Крым»;
  4. Интеграция системы образования новых субъектов Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя в образовательное пространство страны //Л.В. Адонина Севастопольский государственный гуманитарный  университет; Итернет портал «www.sociosphera.com»
  5. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием в составе РФ новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»