Что из себя представляет процедура медиации?

В каких случаях может применяться медиация?

Отличие медиации от других способов решения спора (конфликта)

 


 Что из себя представляет процедура медиации?

Стороны, добровольно принявшие решение о проведении процедуры медиации для урегулирования конфликта, выбирают медиатора и согласовывают с ним возможность проведения процедуры медиации, т.е. урегулирования конфликта. Как правило, процедура медиации проводится в офисе медиатора. По желанию сторон для проведения процедуры медиации может быть выбрано другое место (квартира, загородный дом одной из сторон, комната переговоров бизнес-центров, др.). При согласии сторон, процедура медиации может на начальном этапе проводиться отдельно с каждым из участников спора (кокус).

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

Цель медиации - активизировать индивидуальные способности участников спора к принятию взаимоприемлемого для сторон творческого решения.

Время проведения непосредственно процедуры медиации называется сессия.

Процедура медиации проводится по определенным правилам и состоит из нескольких фаз.

«Пред медиация»: представление медиатором сторонам спора первичной информации о медиации и самой процедуре медиации и, в случае согласия сторон, - заключение Соглашения о проведении процедуры медиации.

Первая фаза: «вступительное слово медиатора и заявление сторон»

На этой фазе медиатор разъясняет сторонам, что из себя представляет медиация, принципы медиации (т.е. «правила», которые необходимо соблюдать сторонам) и как будет проходить процедура медиации, роль и место медиатора, как посредника, отвечает на возникшие у сторон вопросы. После чего, предлагает сторонам изложить свою позицию.

Каждой из сторон предоставляется возможность высказать свою позицию, обсудить предмет спора, высказать свои ожидания и предложить варианты разрешения конфликтной ситуации.

Главная задача первой фазы медиации является установление фактов (суть конфликта, стороны, предмет конфликта и др. существенные условия). После того, как стороны сделали свое «заявление», медиатор проводит резюмирование заявления каждой стороны и обобщение заявлений сторон.

Вторая фаза: «формирование вопросов, т.е. формулирование повестки для обсуждения»

Медиатор предлагает сторонам определить вопросы для обсуждения и выбрать общие для обсуждения вопросы, сформировать повестку (то есть какие вопросы обсудить «здесь» и сейчас»).

К обсуждению на процедуре медиации допускаются только те вопросы, которые оказались общими для сторон, а также обсуждаются только вопросы, ориентированные на будущее, а не на прошлое. Медиатор работает с «будущим», с «прошлым» работают психотерапевты.

Третья фаза: «работа над конфликтом»

Основная цель данной фазы: выявить интересы сторон («погружение в интерес»). Медиатор дает возможность сторонам, выслушав позицию друг друга, резюмируя и обобщив полученную информацию от сторон, погружаться в «интересы» противоположной стороны (перейти от «позиции» к «интересам» сторон).

Медиатор выясняет: «По какой причине данный вопрос так важен для сторон?» Выявляются причинно-следственные связи возникновения конфликта. Стороны учитывают интересы друг друга и совместно ищут приемлемые для них возможные решения

Четвертая фаза: «поиск и оценка вариантов решений конфликта»

Поиск вариантов решения конфликта проводится методом «мозгового штурма», т.е. медиатор записывает все предлагаемые сторонами варианты решения проблемы (чем больше вариантов, тем лучше).

После того, как поиск вариантов исчерпан, проводится оценка предлагаемых решений.

Оценка проводится по следующим критериям:

  • жизнеспособность и реалистичность предложенных вариантов решения спора;
  • возможность исполнения решения сторонами;
  • соответствие предложенного решения требованиям действующего законодательства и морально-этическим нормам;
  • взаимовыгодности для сторон.

Заключение медиативного соглашения

При достижении сторонами согласия по разрешению конфликтной ситуации медиатор составляет проект медиативного соглашения. В проекте медиативного соглашения прописывается «дорожная карта» выхода из конфликтной ситуации. Медиативное соглашение, согласно ст. 12 ФЗ РФ № 193 от 27.07.2010 г. должно отвечать ряду требований:

Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать:

  • сведения о сторонах спора;
  • предмете спора;
  • проведенной процедуре медиации, медиаторе;
  • а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Проект медиативного соглашения рекомендуется передать экспертам (юристам и др.) на проверку.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

В медиативном соглашении не должны затрагиваться интересы третьих лиц и прописываются гарантии того, что конфликт исчерпан, и стороны к нему не вернутся.

 


В каких случаях может применяться медиация?

1. Конфликты в предпринимательской деятельности (между учредителями, учредителями-исполнительными органами юридического лица, между юридическими лицами и др.);

2. Трудовые споры;

3. Семейные споры (развод, раздел имущества, определения порядка содержания детей, др.);

4. Наследственные споры;

5. Межличностные конфликты;

6. Конфликты в учебных заведениях (между администрацией образовательных организаций и преподавателями, между преподавателями, родителями-преподавателями, преподавателями-обучающимися, между обучающимися);

7. Конфликты в спорте;

8. Межкультурные конфликты.

Медиация также применяется при урегулировании политических конфликтов, в дипломатических дискуссиях и др. случаях.

 


Отличие медиации от других способов решения спора (конфликта)

Ведение так называемых «боевых действий» сторонами (то есть «объявление войны» одной стороны другой):

  • обращение к криминальным авторитетам для урегулирования спора и др.;
  • рейдерские захваты бизнеса;
  • обращение к коррумпированным сотрудникам правоохранительных органов;
  • ведение «информационной войны» и др.

Обоснованно полагаю, что нет смысла описывать все угрозы и негативные последствия для лиц, которые избирают данный способ для урегулирования спора (в уголовном, морально-этическом, религиозном плане: «Бог не простит»…). Реальная угроза для сторон потерять личную свободу, деньги, время и др. Не говоря уже о репутационных рисках.

Судебное разрешение конфликта/спора.

Судебное разрешение спора характеризуется следующим особенностями:

  • длительность судебного разбирательства;
  • необходимость прохождения нескольких судебных инстанций (суд первой инстанции, апелляционная, кассационная, надзорная инстанция);
  • значительные финансовые затраты на оплату юристов и государственной пошлины;
  • обязательное применение судами норм права при принятии судом решения по спору;
  • ориентировано на повод к конфликту;
  • процесс публичный, формальный, проходящий в зале судебного заседания, во время установленное судьей;
  • бремя доказывания лежит на стороне, которая ссылается на данное обстоятельство;
  • ориентировано на «прошлое», а не на «будущее»;
  • стратегия для участников спора в духе «выигрыш-проигрыш» (за исключением заключения мирового соглашения).

Третейские суды.

Возможность рассмотрения, в основном, только коммерческого спора.

В отличии от судебного разрешения спора арбитражных судах имеет ряд преимуществ:

  • процесс менее формализованный;
  • применение норм права обязательно, но избирательно, зависит от совместного решения сторон, при отсутствии согласия сторон – от арбитра;
  • сохраняется конфиденциальность;
  • возможность выбора места проведения арбитража (при согласии сторон), времени, порядка рассмотрения спора и др. преимущества по сравнению с государственными судами.

Но, более дорогостоящий.

Медиация:

  • помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора;
  • при ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процедуры медиации могут быть определены индивидуально, с учетом пожеланий сторон;
  • медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на «выигрыш» одной из сторон, сколько на конструктивный поиск решений по урегулированию возникшего спора (обе стороны выигрывают);
  • в плане временных затрат на проведение процедуры медиации может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора;
  • при этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации – это конфиденциальный процесс;
  • медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности;
  • при разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым.