Стороны, добровольно принявшие решение о проведении процедуры медиации для урегулирования конфликта, выбирают медиатора и согласовывают с ним возможность проведения процедуры медиации, т.е. урегулирования конфликта. Как правило, процедура медиации проводится в офисе медиатора. По желанию сторон для проведения процедуры медиации может быть выбрано другое место (квартира, загородный дом одной из сторон, комната переговоров бизнес-центров, др.). При согласии сторон, процедура медиации может на начальном этапе проводиться отдельно с каждым из участников спора (кокус).

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

Цель медиации - активизировать индивидуальные способности участников спора к принятию взаимоприемлемого для сторон творческого решения.

Время проведения непосредственно процедуры медиации называется сессия.

Процедура медиации проводится по определенным правилам и состоит из нескольких фаз.

«Пред медиация»: представление медиатором сторонам спора первичной информации о медиации и самой процедуре медиации и, в случае согласия сторон, - заключение Соглашения о проведении процедуры медиации.

 

Первая фаза«вступительное слово медиатора и заявление сторон»

На этой фазе медиатор разъясняет сторонам, что из себя представляет медиация; принципы медиации (т.е. «правила», которые необходимо соблюдать сторонам); как будет проходить процедура медиации; роль и место медиатора, как посредника; отвечает на возникшие у сторон вопросы. После чего, предлагает сторонам изложить свою позицию.

Каждой из сторон предоставляется возможность высказать свою позицию, обсудить предмет спора, высказать свои ожидания и предложить варианты разрешения конфликтной ситуации.

Главная задача первой фазы медиации является установление фактов (суть конфликта, стороны, предмет конфликта и др. существенные условия). После того, как стороны сделали свое «заявление», медиатор проводит резюмирование заявления каждой стороны и обобщение заявлений сторон.

 

Вторая фаза: «формирование вопросов, т.е. формулирование повестки для обсуждения».

Медиатор предлагает сторонам определить вопросы для обсуждения и выбрать общие для обсуждения вопросы, сформировать повестку (то есть какие вопросы обсудить «здесь» и сейчас»).

К обсуждению на процедуре медиации допускаются только те вопросы, которые оказались общими для сторон, а также обсуждаются только вопросы, ориентированные на будущее, а не на прошлое. Медиатор работает с «будущим», с «прошлым» работают психотерапевты.

 

Третья фаза: «работа над конфликтом».

Основная цель данной фазы: выявить интересы сторон («погружение в интерес»). Медиатор дает возможность сторонам, выслушать позицию друг друга, резюмируя и обобщив полученную информацию от сторон, погружаться в «интересы» противоположной стороны (перейти от «позиции» к «интересам» сторон).

Медиатор выясняет: «По какой причине данный вопрос так важен для сторон?» Выявляются причинно-следственные связи возникновения конфликта. Стороны учитывают интересы друг друга и совместно ищут приемлемые для них возможные решения

 

Четвертая фаза: «поиск и оценка вариантов решений конфликта».

Поиск вариантов решения конфликта проводится методом «мозгового штурма», т.е. медиатор записывает все предлагаемые сторонами варианты решения проблемы (чем больше вариантов, тем лучше).

После того, как поиск вариантов исчерпан, проводится оценка предлагаемых решений.

Оценка проводится по следующим критериям:

  • жизнеспособность и реалистичность предложенных вариантов решения спора;
  • возможность исполнения решения сторонами;
  • соответствие предложенного решения требованиям действующего законодательства и морально-этическим нормам;
  • взаимовыгодности для сторон.