Аннотация
В данной статье авторы рассматривают вопрос правового регулирования отношений в системе непрерывного образования. Авторами исследуется история появления определения "непрерывное образование" начиная от зарождения зачатков концепции непрерывного образования в работах Платона, Конфуция, заканчивая первым официальным употреблением данного термина Эдгаром Фором в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО и, соответственно, современными трактовками данного понятия применительно к Российской Федерации. В статье рассмотрено несколько разных подходов к раскрытию содержания концепции непрерывного образования.
Сами авторы придерживаются точки зрения, что непрерывное образование, по большей части, относится к образованию взрослого человека, в то время как некоторые исследователи считают, что под непрерывным образованием понимается образование длинною в жизнь. Кроме того, в работе рассматривается проект развития концепции непрерывного образования взрослых, его цели, задачи.
Авторы выявили основные проблемы развития концепции непрерывного образования в России в современных условиях. К ним относятся прежде всего: недостаточная популяризация и престижность среди населения (как это было в Советском Союзе), получения дополнительного, второго высшего образования, ученых степеней и званий; дороговизна получение второго высшего или дополнительного образования и тем более подготовки кадров высшей квалификации; падение престижности среди молодежи получения высшего образования и др. В статье авторами предложено несколько путей решения названных проблем, в том числе на законодательном уровне.
Введение
«Даже самого лучшего образования хватает на 5, максимум на 10 лет, причем, не имеет значения какое это образование» — сказал бывший министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. «Жизнь меняется, и через 5-10 лет надо получать дополнительное образование. И одна из главных тем на сегодняшний день — вопрос перехода к концепции непрерывного образования» [Хасия, 2013].
Основы концепции непрерывного образования встречаются в произведениях Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних философов. Идеи концепции непрерывного образования также представлены и во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития.
Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были предприняты в ХIII-XIV вв. в городах Европы на базе так называемых "цеховых школ", которые открывались и содержались ремесленными цехами [Золотарева, Рябко, 2016; с. 44].
Считается, что само понятие «непрерывное образование» возникло еще в 20 веке. Мы полагаем, что данный термин был впервые употреблен в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972 году в Париже был опубликован Доклад комиссии Эдгара Фора, и в тот же год была организована 3-я Международная конференция по образованию взрослых в контексте непрерывного образования. В докладе Эдгар Фор привел основные положения концепции образования, в основу функционирования которой положен принцип непрерывности. Со второй половины 1970-х годов идея непрерывного образования находит поддержку во многих странах Мира, представляет собой доминирующим вектором образовательных реформ [www…].
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании в РФ) понятие непрерывного образования выражается в возможности реализации прав гражданина на образование в течение всей его жизни [Федорова, 2008, п.2 ст. 10].
Также под непрерывным образованием некоторые исследователи понимают непрерывный процесс, обеспечивающий постоянное развитие личности в профессиональной и творческой сферах деятельности, всестороннее развитие ее духовного мира, состоящий из постепенно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих личности возможность улучшать свое социальное положение [www…].
Рассматриваемая концепция непрерывного образования включает в себя необходимость достройки «образовательной лестницы» дополнительными ступеньками, которые рассчитаны на всю жизнь взрослого человека. Основной целью непрерывного образования в данном случае выступает пожизненное обогащение творческого и профессионального потенциала человека.
В основе самой идеи непрерывного образования, прежде всего находится сам человек, его личность, желания, возможности и способности, всестороннему развитию которых уделяется центральное внимание.
Основным движущим элементом концепции непрерывного образования, на сегодняшний день, является разностороннее саморазвитие человека на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его мобильности и адаптации в трудовой и социальной жизни. В конечном итоге, мы получаем развивающуюся личность, готовую к универсальной деятельности, способную самостоятельно планировать и реализовать свои задатки.
При таком подходе педагог/наставник осуществляет функции организатора учебного процесса и нужен в процессе обучения для того, чтобы на деле обеспечить индивидуальный подход в обучении в отношении каждого человека. Целью непрерывного образования в данном случае является потребность в том, чтобы дать не только знания, но и опыт их самостоятельного получения. В процессе обучения каждый учащийся должен иметь возможность получать соответствующие знания и двигаться вперед в освоении необходимого материала удобными для себя темпами [Сокролова, 2013; с 4].
Непрерывное образование в Российской Федерации некоторые исследователи позиционируют как образование для взрослых. Его задачей является компенсация недостатков, упущений предшествующей подготовки либо в пополнении знаний в связи с неизбежно постоянно появляющимися потребностями в жизни или в профессии каждого человека [Масягина, 2015].
Так, во исполнение Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Министерство образования и науки Российской Федерации разработало проект Концепции развития непрерывного образования взрослых [Проект Концепции…].
Реализация данной концепции рассчитана на 3 этапа: Первый этап - 2016-2018 гг.; Второй этап - 2019-2021 гг.; Третий этап - 2020-2025 гг.
Следует отметить, что в соответствии с названной Концепцией, во исполнение приведенных выше этапов ее реализации должны быть подготовлены и утверждены для каждого этапа соответствующие планы мероприятий реализации Концепции. На сегодняшний день указанных планов реализации авторы статьи в свободном доступе не нашли, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии разработанных планов реализации этапов Концепции.
Кроме того, необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что концепция так и не принята по сей день, указанные сроки, в случае ее реализации, очевидно, будут сдвинуты.
Целью названной Концепции является организация мероприятий для обеспечения реализации общепризнанного права на образование в течение всей жизни для взрослого населения России. В рамках достижения цели Концепции предполагается решение ряда важнейших задач, структурированных, с одной стороны, по его основным функциям, а с другой – по ключевым участникам системы непрерывного образования взрослых, в интересах которых оно осуществляется (работодатели, государство, человек) [Золотарева, Рябко, 2016; c. 8].
Это создаст широкие возможности в приобретении необходимых знаний, умений, навыков на протяжении всей трудовой и бытовой деятельности взрослого населения страны, создание предпосылок для формирования основных компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения, развитие инфраструктуры и технологий в сфере непрерывного образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения [Золотарева, Рябко, 2016; c. 8].
В соответствии с названной концепцией, непрерывное образование взрослых выполняет развитие профессиональной, социальной и личностной функций человека.
Полная статья Зельгина С.Г. (на рус. и анг. языках): «Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования»